Психическое развитие детей дошкольного возраста

Подготовил:

педагог-психолог

Стома Е. Н.

Развитие ребенка 2 - 3 лет


Важнейшим новообразованием раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-образного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.

Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек.

Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой деятельности (рисование, лепка, конструирование). В этот период жизни ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях
Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер. Он может выделить в предмете лишь ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными.

Развитие восприятия происходит на основе внешне -ориентированного действия (по форме, цвету, величине) при непосредственном сравнении предметов. Задача взрослого – правильно назвать признаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки.

Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры). Малыш в возрасте 2-3 лет способен различать:
- 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
- 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый
Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.
Внимание, восприятие, память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».
В этом возрасте дети восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они подвержены «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним.
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.
Основными чертами ребенка 2-3 лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

 

Развитие ребенка 3-4 лет


Прежде всего ребёнок в возрасте, когда уже возможно вам предсказать его характер со всеми добродетелями и пороками, когда он учится оценивать свои поступки с позиции добра и зла, и сравнивать себя с другими, когда он хорошо усвоил, как надо правильно вести себя.
Его эмоции ярки, но неустойчивы, и он в них – целиком, единственное утешение, что ненадолго. Одной из самых негативных и травмирующих малыша эмоций в этом возрасте является обыкновенно страх – страх перед сказочными персонажами, страх темноты, страх одиночества, замкнутого пространства.

Обычно в этом возрасте ребенок начинает стыдится нежелательных поступков, а это говорит о том, что у него есть совесть. А раз есть совесть – значит, есть сочувствие и сострадание. Но эти качества не исключают и такие как зависть, агрессивность, конфликтность.
После трех начинается период романтической любви к родителям. Мальчики с восторгом обожают своих мам, а девочки – отцов, испытывая часто ревность к родителям своего пола. Ребенку все труднее обходиться без ровесников. Общение лишь с близкими людьми его уже почти не удовлетворяет, и появляется потребность сверстниках. Давая волю нарастающей фантазии, ребенок часто «заменяет» сверстников каким-то воображаемым партнером.

Как правило, ребенок к трем годам почти усваивает свой родной язык (на 90%). Активный словарь малыша от 3 до 4 лет усваивается буквально не по дням, а по часам, примерно до ста новых слов за месяц. Учитывая возрастную норму, почаще разговаривайте с ним о тех предметах и вещах, которые ему знакомы и которые он знает, и не затрагивайте в речи непонятные для малыша абстрактные понятия, хотя бы типа «счастье».

В этом возрасте начинает развиваться символическое, образное мышление, оказывающее огромное влияние на интеллект. Благодаря растущему запасу слов, малыш запечатлевает в памяти не только лишь названия предметов, но также их образы и символы. Он может вам пересказать услышанное и рассказать о том, что видел, особенно когда вы задаете наводящие вопросы. Малыш способен по картинке составить рассказ. В четыре года дети начинают обобщать и понимать, что чашки и тарелки называются посуда, столы, кровати, кресло – мебель.
В четыре года малыш может заниматься одним делом до 40 или 50 минут. Однако постоянно отвлекается, переключая свое внимание с одного предмета на другой. Прерывая начатое дело, малыш берется снова за него, если оно еще не надоело. Когда ребенок увлечен игрой, он концентрируется на ней полностью.
Совершенствуются навыки движений и параллельно улучшается их координация. Ребенку все равно какую руку он использует, но с четырех предпочитает правую и реже – левую. Он одевается и обувается самостоятельно.
Малыш сам начинает резать ножницами. Рисует круг без образца перед глазами, пытается нарисовать квадрат, который получается с неровными краями. В три года рисует человека – символ «головонога». В четыре – человека с шестью частями тела.
Малыш ест аккуратно, чистит зубы и полощет рот. Сам умывается вытирает руки и лицо. Умеет пользоваться мылом. Он помогает взрослым в поддержании порядка. Сам убирает свои книжки и игрушки. Он может поливать цветы, давать корм рыбкам, птичкам и ухаживать за ними.

Развитие ребенка 4-5 лет

Продолжая самоутверждаться, малыш, чтобы пустить нам пыль в глаза, приписывает себе качества и свойства, которыми еще не обладает, но очень бы хотел сам обладать. Чтобы привлечь к себе своих родителей, малыш способен на любые трюки, вплоть до капризов и придуманных истерик. И это несмотря на то, что он усвоил нравственные нормы.
В четыре года у ребенка может появиться первая влюбленность. Малыш не прячет свою окрыленность, а выставляет яркость чувства напоказ, то бурно радуясь, то безутешно поддаваясь грусти.
Малыш переступил порог застенчивости. Он на пороге одного из самых важных этапов полноценного развития ребенка. Теперь он мало упивается успехами, а в основном стыдится недостатков, сам презирая в себе трусость, жадность, ложь. Все это подтверждает то, что ваш ребенок – на качественно новом уровне развития в вопросах постижения себя и формируется как личность.
Малыш так, как и раньше, весь в эмоциях, то загорается, то потухает. Но он уже умеет скрывать обиду и даже сдерживает слезы и страх.

От четырех лет до пяти у многих малышей обычно появляются стереотипы их полового поведения, мужского и женского, что больше всего отражается в играх. Обычно этот возраст – возраст начала половой идентификации ребенка. При этом любовь к родителям еще не прошла, и девочки по-прежнему безумно обожают пап, а мальчики не могут отвести влюбленных глаз от мам.

Уже в четыре он не может обходиться без ровесников. Вся жизнь малыша теперь в игре. Роль взрослого в игре к пяти годам ребенка почти исчезает. Играя, ваш ребенок учится сотрудничать и разрешать конфликты, пытается уладить недоразумения и ссоры. Он учится проигрывать и побеждать и подчиняться большинству даже тогда, когда имеет собственное мнение. В игре формируется самооценка ребенка.

В четыре с половиной года обычно начинается скачок в нервно-психическом развитии ребенка. Малыш шагает семимильными шагами и поражает всех вокруг, умея прямо на глазах. Уже после пяти лет можно оценить особенности интеллекта вашего ребенка и дать прогноз, каким он будет в школе и в дальнейшем.
К пяти годам словарный запас превышает две тысячи слов. В нем появляются абстрактные понятия. Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь невероятных событий.

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
В пять лет ребенок знает свое имя, фамилию, возраст. Он может четко назвать адрес. Малыш уже способен быть сознательно дисциплинированным и концентрировать свое внимание. Он учится считать. Помимо основных цветов ребенок уже знает многие другие. Он делает успехи в рисовании и лепке. Его рисунки уже сложны по сюжету, а человек, помимо туловища, рук и ног, имеет настоящее лицо: с глазами, ртом и иногда с ушами. В пять лет ребенок может начинать учиться игре на некоторых музыкальных инструментах.
Малыш преуспевает в навыках: он может застилать свою постель. Ест пользуясь столовыми приборами, причем не только вилкой, а иногда даже ножом. Он с удовольствием готов помочь родителям в уборке дома или в мытье посуды и может выполнить одновременно до двух-трех поручений сразу. Он многое может и умеет.

Развитие ребенка 5-6 лет

Итак, у вашего ребенка уже заложен фундамент интеллекта, и вы являетесь свидетелем того, как возникает над фундаментом надстройка и с каждым днем становится все выше.
В пять лет у вашего ребенка настолько развиты фантазия и вымысел, что ему позавидовал бы даже Андерсен. И только после пяти с половиной лет, когда на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое), способность к творчеству заметно угасает. От вас зависит, чтобы это не случилось.


Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно- следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного. К шести годам ребенок в состоянии не просто обобщить, что лошадь, кошка, лев – это животные, но и подразделить их на домашних и диких. Малыш способен по отдельным признакам объединить предметы, оценивая их различия и сходство.


Малыш становиться самостоятельным. Он выполняет требования родителей и взрослых, сам предъявляя требования к себе и другим людям. Желая чему-нибудь научиться, ребенок в этом возрасте способен выполнять интересующую его деятельность непрерывно, более чем полчаса.

Малыш с удовольствием заучивает песни и начинает понимать классическую музыку. Малыш не просто любит театр, а сам пытается сыграть роль в пьесе, обычно перевоплощаясь без усилий. Он с удовольствием рисует сам. Считается, что детские рисунки –ключ к внутреннему миру малыша. Рассматривая их, вы можете узнать гораздо больше о собственном ребенке, чем знаете о нем, общаясь с ним. Выплескивая часть своих эмоций на рисунке, малыш уже стремится ими управлять, пытаясь сдерживать или скрывать от посторонних, что, правда, удается не всегда.


С пяти лет дети твердо знают свою половую принадлеж- ность и даже в играх не хотят ее менять. После пяти лет частые общения со сверстниками нередко переходят в дружеские отношения. У вашего ребенка появляются друзья, обычно его пола.

Ребенок бегло излагает свои мысли. Без труда находит в тексте пропущенное слово, заканчивает незаконченное предложение. Он может подобрать антонимы, синонимы, сравнения и уловить смысл простых пословиц, поговорок. Пытается освоить алфавит и научиться чтению не только по слогам. Он продолжает совершенствовать письмо печатным шрифтом. Считает иногда до сотни и складывает и вычитает в пределах десяти.
Ребенок может больше часа играть не отрываясь на улице, отдав предпочтение спортивным играм. С пяти до шести лет у вашего ребенка еще значительнее сдвиги в усовершенство -вании моторики и силы. Скорость его движений продолжает возрастать, и заметно улучшается координация. Теперь уже ребенок может выполнять одновременно 2-3 вида двигательных навыков: бежать, подбрасывая мяч; ловить мяч, сев на корточки…
К шести годам практически осваивает большинство необходимых ему навыков и совершенствует их прямо на глазах. Он аккуратен, тщательно следит за внешним видом, прической, обувью, одеждой. Обслуживает сам себя и помогает дома по хозяйству. Обычно в этом возрасте уже видны первоначальные итоги воспитания. Прекрасно, если они положительные. Это важно для дальнейшего.

Развитие ребенка 6-7 лет

В целом ребёнок 6-7 лет осознаёт себя как самостоятельный субъект деятельности и поведения.
Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям  и достаточно тонко их различать.

К 6-7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья, а также состояние здоровья окружающих; владеет культурой приёма пищи; одевается в соответствии с погодой.               
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, дети более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. Для него чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого.
Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба.
В этом возрасте дети владеют обобщёнными представлениями о своей половой принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей половой ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств.
Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).

К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.
В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им без специальной цели запоминать достаточно большой объём информации.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным.
Речевое развитие. Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.
Активно развивается диалогическая и монологическая формы речи. К 7 годам появляется речь-рассуждение.
В изобразительной деятельности дети могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла.

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям. Наиболее важное достижение детей - овладение композицией с учётом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом.
К концу дошкольного детства у ребенка появляется осознанная самостоятельность: от культуры самообслуживания до умения самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Персональные данные

Данные на сайте опубликованы с согласия субъектов образовательного процесса

© 2016, Детский сад № 15 города Братска