Психическое развитие детей дошкольного возраста
Подготовил:
педагог-психолог
Стома Е. Н.
Развитие ребенка 2 - 3 лет
Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек. Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой деятельности (рисование, лепка, конструирование). В этот период жизни ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях Развитие восприятия происходит на основе внешне -ориентированного действия (по форме, цвету, величине) при непосредственном сравнении предметов. Задача взрослого – правильно назвать признаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры). Малыш в возрасте 2-3 лет способен различать: |
Развитие ребенка 3-4 лет
Обычно в этом возрасте ребенок начинает стыдится нежелательных поступков, а это говорит о том, что у него есть совесть. А раз есть совесть – значит, есть сочувствие и сострадание. Но эти качества не исключают и такие как зависть, агрессивность, конфликтность. Как правило, ребенок к трем годам почти усваивает свой родной язык (на 90%). Активный словарь малыша от 3 до 4 лет усваивается буквально не по дням, а по часам, примерно до ста новых слов за месяц. Учитывая возрастную норму, почаще разговаривайте с ним о тех предметах и вещах, которые ему знакомы и которые он знает, и не затрагивайте в речи непонятные для малыша абстрактные понятия, хотя бы типа «счастье». В этом возрасте начинает развиваться символическое, образное мышление, оказывающее огромное влияние на интеллект. Благодаря растущему запасу слов, малыш запечатлевает в памяти не только лишь названия предметов, но также их образы и символы. Он может вам пересказать услышанное и рассказать о том, что видел, особенно когда вы задаете наводящие вопросы. Малыш способен по картинке составить рассказ. В четыре года дети начинают обобщать и понимать, что чашки и тарелки называются посуда, столы, кровати, кресло – мебель. |
Развитие ребенка 4-5 лет
Продолжая самоутверждаться, малыш, чтобы пустить нам пыль в глаза, приписывает себе качества и свойства, которыми еще не обладает, но очень бы хотел сам обладать. Чтобы привлечь к себе своих родителей, малыш способен на любые трюки, вплоть до капризов и придуманных истерик. И это несмотря на то, что он усвоил нравственные нормы. От четырех лет до пяти у многих малышей обычно появляются стереотипы их полового поведения, мужского и женского, что больше всего отражается в играх. Обычно этот возраст – возраст начала половой идентификации ребенка. При этом любовь к родителям еще не прошла, и девочки по-прежнему безумно обожают пап, а мальчики не могут отвести влюбленных глаз от мам. Уже в четыре он не может обходиться без ровесников. Вся жизнь малыша теперь в игре. Роль взрослого в игре к пяти годам ребенка почти исчезает. Играя, ваш ребенок учится сотрудничать и разрешать конфликты, пытается уладить недоразумения и ссоры. Он учится проигрывать и побеждать и подчиняться большинству даже тогда, когда имеет собственное мнение. В игре формируется самооценка ребенка. В четыре с половиной года обычно начинается скачок в нервно-психическом развитии ребенка. Малыш шагает семимильными шагами и поражает всех вокруг, умея прямо на глазах. Уже после пяти лет можно оценить особенности интеллекта вашего ребенка и дать прогноз, каким он будет в школе и в дальнейшем. Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера. |
Развитие ребенка 5-6 лет
Итак, у вашего ребенка уже заложен фундамент интеллекта, и вы являетесь свидетелем того, как возникает над фундаментом надстройка и с каждым днем становится все выше.
Малыш с удовольствием заучивает песни и начинает понимать классическую музыку. Малыш не просто любит театр, а сам пытается сыграть роль в пьесе, обычно перевоплощаясь без усилий. Он с удовольствием рисует сам. Считается, что детские рисунки –ключ к внутреннему миру малыша. Рассматривая их, вы можете узнать гораздо больше о собственном ребенке, чем знаете о нем, общаясь с ним. Выплескивая часть своих эмоций на рисунке, малыш уже стремится ими управлять, пытаясь сдерживать или скрывать от посторонних, что, правда, удается не всегда.
Ребенок бегло излагает свои мысли. Без труда находит в тексте пропущенное слово, заканчивает незаконченное предложение. Он может подобрать антонимы, синонимы, сравнения и уловить смысл простых пословиц, поговорок. Пытается освоить алфавит и научиться чтению не только по слогам. Он продолжает совершенствовать письмо печатным шрифтом. Считает иногда до сотни и складывает и вычитает в пределах десяти. |
Развитие ребенка 6-7 лет
В целом ребёнок 6-7 лет осознаёт себя как самостоятельный субъект деятельности и поведения. К 6-7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья, а также состояние здоровья окружающих; владеет культурой приёма пищи; одевается в соответствии с погодой. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям. Наиболее важное достижение детей - овладение композицией с учётом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. |